Чудотворные иконы

Образ Спаса Нерукотворного

Образ Спаса Нерукотворного является главной святыней Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы.
По одному из сохранившихся преданий, икона была написана в ХIII веке по повелению костромского князя Василия Ярославича для учрежденного им на реке Запрудне, на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, монастыря в честь Нерукотворного образа Спасителя.
История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией, совершавшихся по молитвам перед этой святой иконой. 
Особенно памятным для жителей Костромы был 1853 год. Страшная эпидемия холеры поразила весь город. Ни искусство врачей, ни молебные пения в церквях о прекращении всеобщего бедствия не смогли остановить смертоносной язвы – она все более и более усиливалась.

Ипатьевская икона Божией Матери

Ипатьевская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом Ипатьевской обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора монастыря. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

Смоленская-Костромская икона Божией Матери

Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители – ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора.
Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился опустошительный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако, защищаемый чудесной силой Божией настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым.

Галичская икона Божией Матери Умиление

Галичская икона Божией Матери «Умиление» была обретена великим подвижником костромского края преподобным Авраамием Городецким, Чухломским чудотворцем, в 1350 году близ града Галича.
Как и его великий духовный наставник – игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский – преподобный Авраамий с особой любовью и благоговением почитал Пресвятую Богородицу. Он любил молиться Божией Матери в уединенном месте, у подножия небольшой горы на берегу Галичского озера.

Овиновская икона Пресвятой Богородицы

Чудотворная Овиновская икона Божией Матери известна с XV века как одна из главных святынь древнего города Галича.
В 1425 году боярин Иоанн Овин, живший на берегах Галичского озера вблизи мужского монастыря, решил воздвигнуть в этой обители новую церковь. 15 августа (по старому стилю), в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, он отправился в монастырь, чтобы осмотреть место предстоящего строительства. У ворот обители Иоанна встретили два ангела в виде боголепных юношей, которые вручили ему икону Царицы Небесной и заповедали соорудить церковь в честь Успения Божией Матери. Изумленный чудесным событием, боярин принял образ из ангельских рук и внес его в монастырь. Когда постройка нового деревянного храма завершилась, Иоанн Овин поставил в нем явленную икону Божией Матери – получившую с того времени именование Овиновской.

Словинская икона Пресвятой Богородицы

Явление чудотворной Словинской (Словенской) иконы Пресвятой Богородицы произошло 15 мая (по старому стилю) 1628 года жителю деревни Шерстнево Галичского уезда Титу Гаврилову.
Согласно сказанию, тяжело больной, расслабленный телом и ослепший Тит во сне удостоился явления Пресвятой Богородицы, повелевшей ему идти в Кусскую волость Костромского уезда к речке Словинке и найти там обветшавшую церковь, а в ней – образ Пресвятой Богородицы, стоящий за престолом, под деревом, проросшим сквозь разрушенную кровлю храма.
Вслед за этим Тит очнулся совершенно исцелившимся. Он немедленно призвал местного священника Евдокима и вместе с ним отправился по пути, указанному Царицей Небесной. В поисках храма, указанного Титу Божией Матерью, путники пришли в деревню Доронино – житель которой, зверолов Иакинф, привел их к старой церкви, более шести десятилетий стоявшей в запустении.

Полонская икона Божией Матери

Полонская икона Пресвятой Богородицы с древних времен находилась в деревянном Преображенском храме погоста Верховье Галичского уезда (ныне – село Спас-Верховье Судиславского района Костромской области).
По преданию, в XVII столетии один из жителей этих мест, призванный на военную службу, попал в турецкий плен. Накануне дня Святой Пасхи он шел по берегу реки и со скорбью думал о том, что лишен возможности достойно встретить великий христианский праздник. Тут пленник заметил в речной воде две половинки иконы; бросившись в реку, он взял их, соединил вместе и увидел лик Божией Матери. Обрадованный такой находкой, невольник поставил икону под дерево и усердно молился пред ней, пока от утомления не заснул. Проснувшись, он услышал колокольный звон и, оглядевшись вокруг, с изумлением понял – чудесная сила Божия предстательством Царицы Небесной перенесла его в родные места: бывший пленник находился вблизи своей приходской церкви, а рядом под деревом по-прежнему стояла икона Пресвятой Богородицы, которую он обрел в речной воде.

Иерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери

Иерусалимская-Кривоезерская икона Божией Матери находилась в общежительной Кривоезерской пустыне Макарьевского уезда Костромской губернии, близ города Юрьевца. Празднование ей установлено в начале ХVIII века (около 1710 года). Икону написал в 1709 году новоначальный инок этой обители Корнилий (в мире Кирилл Уланов, царский иконописец, впоследствии игумен монастыря) с чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери, который до 1812 года пребывал в московском Успенском соборе.
Икона чудесно сохранилась во время пожара 1781 года. Иеродиакон Филумен в своих «Исторических записках о Кривоезерской пустыне» пишет: «огонь проник в храм, где стояла местною святая икона Иерусалимской Божией Матери; и здесь некоторые иконы сгорели, а другие были совершенно повреждены от огня и сгустившегося дыма; святая же икона Иерусалимской Божией Матери сохранилась не только не поврежденною, но даже и не закоптела, а оказался только на левой руке Пречистой Богоматери большой бугор, как будто у живого человека от обжога; бугор этот со временем сгладился, а остался только видимый и доселе на руке ее знак, как будто на том месте была болезнь».

Нерехтская икона Божией Матери

Нерехтская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня».
Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно  встретили духовенство и жители города.

Макарьевская икона Пресвятой Богородицы

Макарьевская икона Пресвятой Богородицы является чудотворным списком с иконы Божией Матери «Одигитрия», явленной в 1442 году преподобному Макарию Унженскому. 
В 1629 и 1690 годах при случившихся в монастыре сильных пожарах Макарьевская икона Божией Матери осталась невредимой.
В 1717 году по указу Петра I и по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для Макарьевской иконы. В «памяти» икона прямо называется «чудотворной».


Чтимый список Макариево-Унженского монастыря с Тихвинской иконы Божией Матери

Чтимый список Макариево-Унженского монастыря с Тихвинской иконы Божией Матери был написан в 1716 году настоятелем Троицкой Кривоезерской пустыни, бывшим изографом Оружейной палаты, Корнилием (в миру Кириллом) Улановым. Сначала икона стояла в церкви Рождества Богородицы села Коврово (ныне город Макарьев), затем была перенесена в монастырь, а в ХIХ веке – в Александро-Невский собор. Икона не сохранилась, единственный известный список находится в музее города Юрьевца.




Смоленская Игрицко-Песоченская икона Божией Матери

Смоленская Игрицко-Песоченская икона Божией Матери была обретена 12 июня 1622 года пастухами деревни Савинской в церкви святителя Николая Чудотворца погоста Игрицы (или Игрищи) на реке Песочне. Войдя в полуразрушенную, «зело престаревшуюся» церковь, пришедшую в запустение после моровой язвы 1571 года, пастухи обнаружили в алтаре храма образ Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», сияющий красками, «яко новописан». От иконы стали происходить чудотворения, первым из которых стало исцеление местного помещика Емельяна Ивановича Исаева, пораженного в течение 5 лет слепотой.

Чтимая икона Нерукотворного образа Спасителя

Икона Нерукотворного образа Спасителя является чтимым образом Паисиево-Галичского женского монастыря. Икону, как гласит надпись на ней, «писал зубами крестьянин Григорий Журавлев» 15 декабря 1888 года.
Григорий Николаевич Журавлев родился в 1858 году в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии и был инвалидом с детства – имел атрофированные ноги и руки. Большую роль в его воспитании и образовании сыграл дед со стороны матери Петр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, а после смерти деда продолжил обучение на дому. Писать Григорий научился, держа карандаш в зубах, таким же образом впоследствии он писал свои картины и иконы.